Выдержки из реферата выпускницы астраханской консерватории А.Родионовой, класс заслуженного деятеля исскуств России, доцента Г.А.Дунчевой.
...Кантата «О жизни тленной и прекрасной» для солистов, смешанного хора, скрипки и ударных на стихи русских поэтов, по словам композитора, создавалась « довольно сложно и постепенно»: первоначально был задуман цикл на стихи Бунина и были написаны три хора, но цикла не получалось – «требовались контрастные образы для предполагаемых следующих частей. Хорошенько порывшись в стихах Ивана Алексеевича, я, наконец поняла, что в творчестве Бунина не найду того, что мне нужно. Тогда я обратилась к творчеству А. Ахматовой, С. Есенина и даже А. П. Чехова....
I. О музыкальном прочтении поэтических текстов кантаты «О жизни тленной и прекрасной»
В кантате «О жизни
тленной и прекрасной» использованы стихи
русских поэтов «серебряного века» И.Бунина (№№ 1,3,6), С.Есенина (№ 2),
А.Ахматовой (№ 4) и отрывок из повести А.П.Чехова «Степь» (№ 5). Последовательность номеров шестичастной
кантаты следующая:
1.
«Перед закатом»
2.
«Колокол»
3.
«Один»
4.
«Я научилась просто, мудро жить»
5.
«Степь в сумерках»
6.
«Кружево»
Две первые части кантаты - два пейзажа – предзакатный и утренний,
образуют своего рода «пролог». В
некоторой степени здесь можно
усмотреть связь с традициями
православия: вечерня и заутреня, когда
молящиеся, стараясь забыть все дневные заботы, обретали мир и, как бы заново
родившись, встречали новый день - «перед закатом» всю «дневную пыль» смывает
дождь, на небе появляется радуга, как знак прощения и света (впервые увиденная
людьми после всемирного потопа). «Колокол дремавший» пробуждает землю, и она,
сонная, улыбается восходящему солнцу, новой жизни, новому дню.
Три следующих за «прологом» хора образуют среднюю (основную) часть кантаты (исполняются attacca). Два монолога – мужской - «Один я был в полночном мире…» (№ 3) и женский - «Я научилась просто, мудро жить…» (№ 4) объединены темой одиночества. Мужское и женское начала, находясь рядом, остаются далекими друг другу, что вероятно связано с эросом России, в котором доминантны «разлука, поэзия несостоявшейся любви, тоска»[1]. Степь в сумерках» (№ 5) – это внутренний монолог - размышление одинокого ездока, засыпающего под колыбельную песню - «однообразную трескотню … степных басов, теноров и дискантов…» и встревоженного « …отрывистым криком неуснувшей птицы», в котором так «много грусти и жалобы…». Заключительный хор «Кружево» выполняет функцию эпилога. Здесь – беспрерывность движения жизни «тленной и прекрасной», «…весна идет…и о весне поет дурак щегол».
Таким образом,
кантата представляет собой трехчастный цикл, крайние части которого
посвящены образам природы и окружающего мира, а центральные - раскрывают мир
русской души, склонной к размышлению и созерцанию[2].
Однако, несмотря на медитативность и созерцательность, как
характерные качества кантаты, в ней все же присутствует кульминация: по словам
самого композитора, функцию кульминации выполняет заключительная часть кантаты
«Кружево».
Это обстоятельство, а также векторность формообразующего процесса, сквозное
развитие позволяют увидеть в кантате черты поэмности. В тоже время, кантата
отличается камерностью, интимностью высказывания.
Ведущей идеей кантаты, ее символом является «русскость», пронизывающая всю кантату и влияющая на форму и содержание произведения. «Русский космос» не имеет начала и окончания, он устремлен в бесконечное и запредельное, наделен полисмыслами. Квинтэссенцией его мировосприятия становится постоянное ощущение движения вперед по «Пути-Дороге», Россия – «мать сыра-земля», то есть «водо-земля» по составу стихий[3]. ...
Кантата Е.Туркиной «О жизни тленной и
прекрасной», продолжает традиции русской хорового искусства. Жанр произведения
можно определить как синтетичный. С одной стороны - это кантата с чертами
поэмности, или кантата-поэма, что
отвечает эстетике постмодернизма,
стремящейся к синтезу. С другой - ее
вполне можно назвать камерной: это
определяется сосредоточенностью на внутренней жизни человека – во всей её
сложности, динамичности, иногда противоречивости.
Следует отметить, что кантата Е.
Туркиной является - замечательным образцом современной
интерпретации жанра. В то же время, углубление лирической сферы, особое
значение образов природы, богатство тембровых красок – эти и ряд других черт
позволяют заметить в трактовке жанра, предложенной Е.Туркиной, тонкую связь с
кантатно-ораториальными сочинениями Г.Свиридова. Можно вспомнить, к примеру,
маленькую кантату «Снег идёт» на стихи Б. Пастернака, «Весеннюю кантату» на
стихи Н.Некрасова. Неожиданное родство на уровне тембрового решения
обнаруживается между кантатой Е.Туркиной и второй редакцией кантаты «Курские
песни». В ней Свиридов отказывается от оркестра, отдав предпочтение ансамблю, в
состав которого – наряду с двумя роялями и органом – вошла группа ударных.
Лирическое начало, преобладающе в
кантате «О жизни тленной и прекрасной», раскрывается композитором в разных
ракурсах – это и философско-созерцательная лирика хора «Один», и исповедальная
лирика хора «Я научилась». Понимание лирики как особого способа восприятия мира
не позволяет композитору «сбиться» на сентиментальный, простоватый тон и, в то
же время, не допустить «надрывного» звучания.