Цитирую реферат: Главной особенностью музыкальной
драматургии хора является наличие лейттемы. Её можно назвать «темой коклюшек»:
под их стук герой произведения, точнее героиня,
мечтает о весне. «Постукивающая» интонация пронизывает
всю партитуру «Кружева» (можно провести параллель с «Прялкой» Ф. Мендельсона, «Песней Маргариты
за прялкой» Ф. Шуберта). Сонорный эффект монотонного постукивания «гремучих коклюшек» создают
пропевание слогов «ри-ти-рам, ти-ти-рам» и многократное повторение слова «крестики»
(тт.12-18). Подобное обращение с
текстом, его расцвечивание, сонорные эффекты, звучание хора как оркестра,
позволяют говорить о продолжении в творчестве Е. Туркиной традиций хорового
письма С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина.
В
партиях солистов – тенор и сопрано -
слышны интонации русского городского романса, отчасти - лирических
народных песен. Выбирая такие жанрово-стилевые ориентиры, композитор рискует
быть наивно сентиментальным, «простоватым». Однако, Е.Туркина «погружает» узнаваемые интонации в тщательно
организованное пространство многоголосной партитуры, в которой «знакомое»
приобретает новое качество, новый характер звучания.
Чёткость определения функции каждой
партии, тщательная выверенность соотношения хоровых и солирующих голосов,
напоминает организацию симфонической партитуры. Пожалуй, ни одна из частей
кантаты не ставит перед дирижёром и исполнителями таких серьёзных задач.
Следует заметить, что в хоре «Кружево»,
концентрируются все ведущие интонации кантаты. Из сочетания секундовой и
«раскачивающейся» интонаций, рождается тема креста (тт.26), символизируя, по
аналогии с устройством
«русского космоса» и пространства кантаты, не просто «Путь- Дорогу», но именно
«крестный Путь-Дорогу». Однако, тема крестного пути не несет в себе
трагического отпечатка, т.к. основная
идея произведения - это просветление
через созерцание и любование родными просторами, погружение русской души в
молитвенное состояние.
|